Новости в сфере градостроительства
Разъясняем последствия самовольного строительства:
Согласно ГрК РФ Статья 55.32. Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями
Когда органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки
1. Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
3. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также переченьдокументов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка.
5. В случае, если лица, указанные в части 4 настоящей статьи, не были выявлены, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в течение семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения обязан:
1) обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом муниципального образования по месту нахождения земельного участка для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
2) обеспечить размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
6. Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
7. В случае осуществления сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями лицом, которое создало или возвело самовольную постройку, либо лицом, с которым органом местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района заключен договор о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, которые не являются правообладателями земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, указанные лица выполняют функции застройщика.
8. В случае, если в установленный срок лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при переходе прав на земельный участок обязательство по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, переходит к новому правообладателю земельного участка.
9. В случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных частями 7 и 13 настоящей статьи, соответственно новый правообладатель земельного участка, орган местного самоуправления по своему выбору осуществляют снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.
10. Снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 настоящего Кодекса. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса.
11. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны:
1) осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением;
2) осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для сноса самовольной постройки;
3) осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. При этом необходимо, чтобы в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, такие лица представили в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
12. В случае, если указанными в части 6 настоящей статьи лицами в установленные сроки не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района выполняет одно из следующих действий:
1) направляет в течение семи рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, уведомление об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности;
2) обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 13 настоящей статьи;
3) обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его передаче в государственную или муниципальную собственность при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, и такой земельный участок расположен в границах территории общего пользования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 13 настоящей статьи.
13. Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях:
1) в течение двух месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не были выявлены;
2) в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом;
3) в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками.
14. В течение двух месяцев со дня истечения сроков, указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 13 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района обязан принять решение об осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями с указанием сроков таких сноса, приведения в соответствие с установленными требованиями.
15. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 13 настоящей статьи, орган местного самоуправления, осуществивший снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, вправе требовать возмещения расходов на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями от лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом орган местного самоуправления имеет право на возмещение за счет казны Российской Федерации расходов местного бюджета на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями. В случае, если выполнение кадастровых работ по подготовке акта обследования здания или сооружения, являющихся самовольной постройкой, было обеспечено органом местного самоуправления, такой орган вправе требовать возмещения расходов на эту подготовку от лиц, указанных в части 6 настоящей статьи.
Уважаемые граждане Переправненского сельского поселения Мостовского района! В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2018 № 352-р «О мерах по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Краснодарского края» (далее – Распоряжение) администрацией муниципального образования Мостовский район ведется работа по предотвращению и пресечению самовольного строительства.
Работу по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Мостовского района осуществляют отдел архитектуры и градостроительства и отдел земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Мостовский район. На территории Переправненского сельского поселения Мостовского района данная работа выполняется администрацией. Также в администрациях сельских поселений назначены ответственные лица за предоставление информации о зданиях, сооружениях, возводимых (реконструируемых) с нарушением земельного и градостроительного законодательства.
Также в информационной системе «Открытое правительство Краснодарского края» размещены актуализированные реестры выданных разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также актуализированные реестры уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
За истекший период 2023 г. объекты самовольного строительства на территории Переправненского сельского поселения Мостовского района не выявлены.
За истекший период 2024 года объекты самовольного строительства на территории Переправненского сельского поселения Мостовского района не выявлены
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2020 № 488 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Краснодарского края в 2021 году» приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09.09.2021 № 2259 утверждена кадастровая стоимость зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края.
Указанный приказ 10.09.2021 размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.admkrai.krasnodar.ru, а также на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края www.diok.krasnodar.ru в разделе «Деятельность/Государственная кадастровая оценка/Результаты государственной кадастровой оценки».
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» (далее также – Учреждение) рассматривает обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с учетом требований Федерального закона № 237-ФЗ, в соответствии приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости», приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».
Рассмотрение обращения об исправлении ошибок осуществляется без взимания платы.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
Подробная информация, а также форма обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, размещена на официальном сайте Краевого БТИ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://ocenka.kubbti.ru/.
Обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, подаются в Учреждение или в его соответствующий территориальный отдел лично или почтовым отправлением. Консультацию можно получить по телефону 8 (861) 991-05-05 доб. 950.
Обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, принимаются по адресам:
п/п |
Наименование отдела |
Адрес |
1 |
2 |
3 |
1 |
отдел по Абинскому району |
Комсомольский пр-т, д. 81, г. Абинск, Краснодарский край, 353320 |
2 |
отдел по городу-курорту Анапе |
Крымская ул., д. 177, г. Анапа, Краснодарский край, 353445 |
3 |
отдел по Апшеронскому району |
Кооперативная ул., 1а, г. Апшеронск, Краснодарский край, 352690 |
4 |
отдел по городу Армавиру |
Кирова ул., д. 48, г. Армавир, Краснодарский край, 352900 |
5 |
отдел по Белоглинскому району |
Крупской ул., д. 7, с. Белая Глина, Краснодарский край, 353040 |
6 |
отдел по Белореченскому району |
Ленина ул., д. 85, г. Белореченск, Краснодарский край, 352630 |
7 |
отдел по Брюховецкому району |
Советская ул., д. 56а, ст-ца Брюховецкая, Краснодарский край, 352750 |
8 |
отдел по Выселковскому району |
Ленина ул., д. 41, ст-ца Выселки, Краснодарский край, 353100 |
9 |
отдел по городу-курорту Геленджику |
Севастопольская ул., д. 29, г. Геленджик, Краснодарский край, 353475 |
10 |
отдел по городу Горячий Ключ |
Революции ул., д. 3, г. Горячий Ключ, Краснодарский край, 353290 |
11 |
отдел по Гулькевичскому району |
им. Д. Сорокиной ул., д. 29, г. Гулькевичи, Краснодарский край, 352190 |
12 |
отдел по Динскому району |
Красная ул., д. 72б, помещение 9, ст-ца Динская, Динской район, Краснодарский край, 353204 |
13 |
отдел по Ейскому району |
Карла Маркса ул., д. 41, г. Ейск, Краснодарский край, 353680 |
14 |
отдел по Калининскому району |
Ленина ул., д. 152, ст-ца Калининская, Калининский район, Краснодарский край, 353780 |
15 |
отдел по Каневскому району |
Коммунаров ул., д. 21, ст-ца Каневская, Краснодарский край, 353730 |
16 |
отдел по Кореновскому району |
Мира ул., д. 79, а, г. Кореновск, Краснодарский край, 353180 |
17 |
отдел по Красноармейскому району |
Ковтюха ул., д. 100/1, ст-ца Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край, 353800 |
1 |
2 |
3 |
18 |
отдел по городу Краснодару |
Леваневского ул., д. 16, г. Краснодар, 350000 |
Гагарина ул., д.135/1, г. Краснодар, 350912, кабинет № 111 |
||
19 |
отдел по Кавказскому району |
Коммунальный пер., д. 4, г. Кропоткин, Кавказский район, Краснодарский край, 352380 |
Первомайский пер., д. 8, Кавказский район, ст-ца Кавказская, 352140 |
||
20 |
отдел по Крыловскому району |
Орджоникидзе ул., д. 159, ст-ца Крыловская, Краснодарский край, 352080 |
21 |
отдел по Крымскому району |
Комсомольская ул., д. 20, г. Крымск, Краснодарский край, 353380 |
22 |
отдел по Курганинскому району |
Шаповалова пер., д.19, г. Курганинск, Краснодарский край, 352430 |
23 |
отдел по Кущевскому району |
им. Б.Е. Москвича пер., д. 70а, ст-ца Кущевская, Краснодарский край, 352030 |
24 |
отдел по Лабинскому району |
Красная ул., д. 8, г. Лабинск, Краснодарский край, 352500 |
25 |
отдел по Ленинградскому району |
Набережная ул., д. 64, ст-ца Ленинградская, Краснодарский край, 353740 |
26 |
отдел по Мостовскому району |
Ленина ул., д. 12 оф. 5, пос. Мостовской, Краснодарский край, 352570 |
27 |
отдел по Новокубанскому району |
Ленина ул., д. 32, г. Новокубанск, Краснодарский край, 352240 |
28 |
отдел по Новопокровскому району |
Советская ул., д. 47, ст-ца Новопокровская, Краснодарский край, 353020 |
29 |
отдел по городу Новороссийску |
Шевченко ул., д. 7, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353905 |
30 |
отдел по Отрадненскому району |
Красная ул., д. 67/11, ст-ца Отрадная, Отрадненский район, Краснодарский край, 352290 |
31 |
отдел по Павловскому району |
Горького ул., д. 292, ст-ца Павловская, Павловский район, Краснодарский край, 352040 |
32 |
отдел по Приморско-Ахтарскому району |
Пролетарская ул., д. 50, г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край, 353860 |
33 |
отдел по Северскому району |
ул. Базарная, 15/1, ст-ца Северская, Северский район, Краснодарский край, 353240 |
34 |
отдел по Славянскому району |
Школьная ул., д. 304, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, 353560 |
35 |
отдел по городу-курорту Сочи |
Красноармейская ул., д. 19, г. Сочи, Краснодарский край, 354065 |
36 |
отдел по Староминскому району |
Красная ул., д. 3б, ст-ца Староминская, Краснодарский край, 353600 |
37 |
отдел по Тбилисскому району |
Кривая ул., д. 18, ст-ца Тбилисская, Краснодарский край, 352360 |
1 |
2 |
3 |
38 |
отдел по Темрюкскому району |
им. Розы Люксембург/Гоголя ул., д. 65/90, г. Темрюк, Краснодарский край, 353500 |
39 |
отдел по Тимашевскому району |
Красная ул., д. 86, г. Тимашевск, Краснодарский край, 352700 |
40 |
отдел по Тихорецкому району |
Украинская ул., д. 5, г. Тихорецк, Краснодарский край, 352120 |
41 |
отдел по Туапсинскому району |
Герцена ул., д. 10, г. Туапсе, Краснодарский край, 352800 |
42 |
отдел по Успенскому району |
Ленина ул., д. 244, с. Успенское, Краснодарский край, 352450 |
43 |
отдел по Усть-Лабинскому району |
Пролетарская ул., д. 72, г. Усть-Лабинск, Краснодарский край, 352330 |
44 |
отдел по Щербиновскому району |
Советов ул., д. 64, ст-ца Старощербиновская, Щербиновский район, Краснодарский край, 353620 |
______________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Кадастровая палата ответила на самые популярные вопросы дачников
Эксперты подготовили дачный ликбез по итогам всероссийской «горячей линии»
Федеральная кадастровая палата в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости провела «горячие линии» и дни открытых дверей во всех региональных филиалах. Как прописаться на даче, оформить собственность или оспорить кадастровую стоимость - эксперты ответили на три самых популярных вопроса дачников.
За время проведения линий за консультациями специалистов обратилось почти пять тысяч человек - 31% от всех вопросов дачников касался порядка постановки на учет и оформления в собственность домов и земельных участков после окончания «дачной амнистии».
Так какие правила действуют сейчас?
Для постановки земельного участка на кадастровый учет надо подать соответствующее заявление в МФЦ или через портал Росреестра, приложив к нему подготовленный кадастровым инженером межевой план, отмечает Марина Семенова, заместитель руководителя Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Кадастровый учет земельного участка проводится одновременно с регистрацией прав.
«В связи с прекращением переходного периода в феврале этого года упрощенный порядок регистрации прав на садовые и жилые дома в настоящий момент не действует. Строительство нового жилого или садового дома ведется в уведомительном порядке. Собственнику необходимо представить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. По завершении строительства представить в местное самоуправление соответствующее уведомление, технический план, подготовленный кадастровым инженером на созданный объект недвижимости, и получить уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства», - говорит замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова.
Далее в течение недели орган местного самоуправления должен направить в Росреестр заявление о постановке на учет и регистрацию прав на созданный объект капитального строительства. При этом если местное самоуправление не укладывается в сроки отправки заявления, вы вправе сделать это сами.
«В случае если дом был построен давно, без разрешения на строительство, он может быть впоследствии признан самостроем. Чтобы узаконить постройку, надо также подать в местную администрацию уведомления: о начале строительства с указанием всех характеристик дома и о завершении строительства с приложенным техническим планом дома. Что касается технического плана, то владельцу он понадобится в любом случае, даже если «дачная амнистия» будет законодательно продлена», - отметила эксперт.
Отметим, что кадастровый учет и регистрация права проводится исключительно по желанию владельца. Действующее законодательство не обязывает граждан оформлять принадлежащие им земельные участки и расположенные на них садовые или жилые дома, а также гаражи, бани и прочие объекты капитального строительства. Но если вы хотите быть полноправным собственником и иметь возможность распоряжаться недвижимостью (например, подарить, продать или передать по наследству или, скажем, застраховать баню), то кадастровый учет и регистрацию этих объектов провести необходимо.
Около 19% запросов от дачников заняли вопросы, возникающие в связи со вступлением в силу закона «о садоводстве и огородничестве».
Один из них: можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в «жилой»?
С1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, согласно которому всевозможные дачные объединения получили статусы садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а дачные участки стали садовыми или огородными. На огородных участках запрещается вести капитальное строительство, а на садовых можно располагать садовые или жилые дома. При этом садовый дом считается пригодным лишь для сезонного проживания, а жилой – для постоянного, и только в жилом доме можно прописаться.
«Если до вступления закона в силу дом был зарегистрирован в ЕГРН с назначением «жилое», то с начала этого года он признается жилым домом. А если назначение дома было указано как «нежилое» и само строение не является хозяйственной постройкой или гаражом, дом считается садовым, - отметила замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.
Дом, в котором вы планируете прописаться, должен быть зарегистрирован в реестре недвижимости как жилой дом, иметь почтовый адрес, а также соответствовать градостроительным регламентам и требованиям к жилому помещению. Так, высота дома не должна превышать 20 м, надземных этажей может быть не более трех, а сам дом не должен разделяться на квартиры. Для возможности всесезонного проживания дом должен быть подключен к системам электроснабжения, отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а в газифицированных районах – также газоснабжения. При этом если в населенном пункте не проведены централизованные инженерные коммуникации, а дом – максимум двухэтажный, допускается отсутствие водопровода и центральной канализации. Все комнаты в доме, включая кухню, должны иметь окна, потолки не ниже 2,5 м. В доме должна быть предусмотрена возможность поддержания температуры +18°C в любое время года.
Решение о возможности изменения назначения дома принимает орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого дом расположен. Для того чтобы признать жилой дом садовым, владельцу надо представить в орган местного самоуправления заявление, документы о праве собственности (например, выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах), а при наличии других правообладателей – также их согласие, удостоверенное нотариально.
В случае перевода садового дома в жилой потребуется также представить техническое заключение кадастрового инженера о пригодности дома для постоянного проживания. На рассмотрение вопроса отводится не более 45 календарных дней. Положительный ответ вместе с заявлением о внесении сведений в ЕГРН надо передать в МФЦ.
В ходе Всероссийской «горячей линии» собственников недвижимости также интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчета налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений).
Так как оспорить кадастровую стоимость загородной недвижимости?
Кадастровую стоимость объектов недвижимости до недавнего времени определяли независимые оценщики, а с 2018 года – специально созданные государственные бюджетные учреждения. Утверждают же результаты оценки органы власти субъекта Российской Федерации. И если по результатам оценки кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, существует возможность ее пересмотра. Оспорить результаты оценки можно в суде или в специальных комиссиях, созданных при Управлениях Росреестра во всех регионах России. При этом комиссия рассматривает обращения на безвозмездной основе.
Основаниями для пересмотра являются недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
«Для оспаривания кадастровой стоимости необходимо определить рыночную (реальную) стоимость объекта недвижимости. Далее сделать экспертное заключение. Оценка не будет иметь силы, если ее не проведет сертифицированный оценщик, член саморегулируемой организации. Именно он дает экспертное заключение», - говорит Семенова.
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости требуется приложить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, а также документы, подтверждающие основания для пересмотра. При этом если основанием послужило установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, отчет независимого оценщика требуется представить как в бумажном, так и в электронного виде.
Выписку из ЕГРН можно запросить в МФЦ или на сайте Росреестра. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц.
Комиссия рассматривает заявление в течение месяца и в случае принятия положительного решения уведомляет об этом владельца недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект. Внесение новой кадастровой стоимости в ЕГРН происходит без участия заявителя.
«Новые сведения о кадастровой стоимости начинают применяться для расчета налога с 1 января календарного года, в котором вы обратились в комиссию или в суд, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания», - отмечает Марина Семенова.
В отличие от юридических лиц граждане могут обращаться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд напрямую, без предварительного рассмотрения вопроса в комиссии. Юр.лицо может подать документы в судебные инстанции, только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его в течение 30 дней.
Арендаторы также имеют право подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей.
В Кадастровой палате подвели итоги дачной горячей линии
Эксперты назвали топ вопросов дачников
Федеральная кадастровая палата в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости провела «горячие линии» и дни открытых дверей во всех региональных филиалах. Эксперты по всей странепровели тысячи консультаций и ответили на вопросы владельцев приусадебных участков. Особенно популярными в период старта дачного сезона стали запросы в отношении продления «дачной амнистии» и получения рекомендаций при сделках купли-продажи.
В преддверии дачного сезона во всех филиалах Кадастровой палаты по субъектам Российской Федерации организовано консультирование владельцев загородной недвижимости. За консультациями к специалистам обратились около пяти тысяч граждан. Особенно активно граждане обращались за консультациями к специалистам в Астраханской, Брянской, Нижегородской, Орловской, Самарской и Саратовской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Наибольшее количество вопросовкасались порядка постановки на учет и оформления в собственность домов и земельных участков после окончания «дачной амнистии» (около 31% от общего количества поступивших вопросов).
На втором месте по популярности у граждан оказался вопрос о необходимости оформления хозяйственных построек: сараев, теплиц и пр. (около 22% от всего количества обращений). Весомую долю заняли вопросы, возникающие в связи со вступлением закона «о садоводстве и огородничестве» (около 19% вопросов). В частности, можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в жилой.
Кроме того, собственников недвижимости интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчета налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений).Также среди наиболее популярных для россиян вопросов – необходимость уточнения границ земельного участка и получение детальных рекомендаций, как обезопасить сделки с загородной недвижимостью.
Как отметил глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов,изменения «дачного» законодательства породило вопросы со стороны граждан, поэтому проведение единой недели консультаций помогло многим дачникам получить ответы на конкретные «личные» вопросы. «В рамках Недели правовой помощи эксперты Кадастровой палаты провели около пяти тысяч консультаций граждан, используя удобные каналы коммуникации. Это и личный прием в филиалах, дни открытых дверей, телефонные горячие линии и даже чаты в социальных сетях», -сказал руководитель Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов.
По его словам, при совершении операций с недвижимостью получение квалифицированной консультации имеет особое значение. Проведение горячих линий способствует снижению количества решений о приостановлении или отказе в постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, позволяет ликвидировать риски неправильной трактовки законодательства и обезопасить граждан от проведения непрозрачных сделок.
В Филиале Кадастровой палаты Росреестра по Краснодарскому краю (далее – Филиал) также подведены итоги дачной горячей линии.
На территории Краснодарского краяФилиалом в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости проведена «горячая линия» и день открытых дверей. Количество обратившихся за консультацией как в рамках «горячей линии» так и в день открытых дверей разделилось примерно поровну.
Топ вопросов дачников возглавили вопросы в отношении продления «дачной амнистии» (около 67% от всего количества обращений), также многих интересовал состав документов для уточнения границ садовых земельных участков (около 24% от всего количества обращений).
В 2019 году проведение тематических «горячих линий» Федеральной кадастровой палатой станет регулярным, чтобы граждане со всей страны могли получить разъяснения специалистов по наиболее актуальным вопросам.
Информационное сообщение
Утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с федеральным и краевым налоговым законодательством приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2017 № 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, который вступил в силу 01.01.2018.
Утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2017 № 3008 перечень размещен на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (http://diok.ru/activity/nalogooblozhenie-ot-kadastrovoy-stoimosti/perechen-obektov-nedvizhimogo-imushchestva/).
- Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
- Департамент строительства Краснодарского края
- Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
- Градостроительный кодекс Краснодарского края принят ЗСК от 21.07.2008 N 1540-КЗ.
- Постановление главы администрации Краснодарского края от 15.06.2006 N 458
- Закон Краснодарского края от 02.06.2006 N 1028-КЗ ред. от_03.03.2017.
- Приказ Минстроя России №591/пр от 19.09.2018г. "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома"
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
- Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741пр
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 289
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 ред. от_01.12.2016.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ред. от 29.07.2017.
- Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ ред. от_29.07.2017.